Образовательные технологии СПО
Образовательный туризм
Современная система образования подразумевает, что обе стороны образовательного процесса должны быть активными его «субъектами», исключив из процесса обучения «пересказ» учебников и «изложение» известных положений в науке.
Сегодня основу образования составляют не только учебные дисциплины, но и развитие разнообразных способов мышления студентов, и современная обучающая система направлена на использование различной деятельности. В связи с этим в учебном процессе СПО применяются различные подходы, которые направлены на развитие самостоятельности, организованности, умения творчески решать поставленные задачи, умения оценивать и анализировать сложившиеся ситуации, умения адаптироваться в ускоренном режиме к любым изменениям в производстве или обществе. Именно от содержания и методики обучения во многом зависит приобретение подобных навыков студентами — будущими специалистами.
Таким образом, основная задача качественно новой системы образования заключается в том, чтобы вызвать у студентов устойчивый интерес к изучаемому предмету, стимулировать в них тягу к саморазвитию и самообразованию, привлечь к научным поискам. Студент, как будущий специалист, должен четко понимать и осознавать, каким образом он сможет применить свои социальные и профессиональные навыки в практической деятельности, а также научиться выявлять взаимосвязь между знаниями и ситуациями, и применять полученные в образовательном учреждении знания адекватно решаемым проблемам. Именно инновационные методы и технологии в образовательном процессе смогут помочь в решении поставленных задач.
Образовательный туризм – это и высокоэффективная технология обучения и одновременно форма организации учебного процесса. Сегодня концепция образовательного туризма в России базируется на ценностях открытого образования – культурной грамотности, образовательной мобильности, индивидуальной траектории развития.
Образовательный туризм является специально организованным путешествием для получения новых знаний, впечатлений и полноценного отдыха.
По своей сути образовательный туризм относится к многогранным понятиям. Существует несколько подходов к понимаю этой технологиии. В педагогическом процессе актуально использование программно-направленного подхода, рассматривающего образовательный туризм, как совокупность туров познавательного характера, организуемых для реализации основных целей и задач конкретных программ учебного и воспитательного назначения.
Таким образом, технология образовательного туризма охватывает разнообразные области учебной и просветительской деятельности. он характеризуется наличием социально- педагогического эффекта, заключающегося в духовных, нравственных, социальных, гуманистических, коммуникативных, идеологических сторонах личностного становления и развития. Туризм выступает, как продуктивное средство для активизации познавательной заинтересованности учащихся, развивает их желания, стремления и способности к творческой деятельности, развивает самостоятельность и инициативность, формирует навыки самообразования и самоанализа.
Образовательный туризм базируется на следующих ведущих принципах:
Личностно-деятельностный – предполагает ориентацию на развитие основных свойств личности и приобщение к различным видам деятельности, в том числе труду и познанию;
Диалогический – связан с обеспечением построения рационального диалога между педагогом и учащимися, между учащимися и между педагогом и родителями. Построение успешных взаимоотношений в процессе педагогической деятельность повышает эффективность и качество обучения, позволяет организовать учебно-воспитательный процесс в благоприятной, здоровой атмосфере;
Индивидуально-творческий – применение индивидуального, развивающего подхода к каждому ребенку, ориентация на развитие его творческих способностей и учет основных потребностей и интересов;
Целесообразности – рациональное использование педагогических методов, приемов и средств; Краеведческий – знакомство с историей, культурными и природными особенностями родного края;
Целостности – единство педагогического воздействия по всем направления обучения и воспитания.
Ведущей целью внедрения технологии образовательного туризма является расширение спектра услуг образовательной системы в интересах учащихся путем удовлетворения всевозможных образовательных потребностей. Помимо этого, технология имеет своей целью поддерживать и укреплять здоровье учащихся, развивать их физические и спортивные навыки, способствовать развитию физической активности учащихся, поддерживать и развивать их интеллектуальную активность, стимулировать к приключенческой деятельности, поскольку туризм является неким приключением, результат которого является неизвестным.
На базе целей технологии, можно выделить ее основные задачи:
Отбор конкретного количества учреждений и организаций туристического направления для развития познавательных интересов учащихся и удовлетворения их образовательных потребностей.
Создание, проектирование и введение в практическую педагогику технологии образовательного туризма и содержания разнообразных маршрутов туристического значения для учащихся, их родителей, педагогов.
Привитие позитивного отношения к родной земле, своему краю, стремление к ее исследованию.
Развитие практики применения игр интеллектуальной направленности в досуговой деятельности учащихся.
Разработка методических материалов для обучения педагогов способам организации туристических туров.
Введение в практическую работу образовательного учереждения регулярную организацию образовательных путешествий.
Основными направлениями применения технологии образовательного туризма или туристическими маршрутами являются:
Культурологический – ориентирован на ознакомление с культурными особенностями того или иного края, региона, местности, развитие эстетических качеств у детей, исследование понятия, специфики и значимости культуры, ее места и роли в общественной жизнедеятельности;
Образовательный – ориентирован на развитие мотивации, развития способностей обработки информации, стимулирование занятия исследовательской работой;
Профориентационный – ориентирован на формирование самоопределения учащихся, раскрытие природных задатков и развитие творческих способностей;
Здоровьесохраняющий – ориентирован на гармоничное развитие личности, поддержание и укрепление физических навыков, стимулирование регулярных занятий спортом
Таким образом, с точки зрения педагогической технологии образовательный туризм имеет три основных принципа в образовании:
Образовательная мобильность – формирование у студентов умения учится в различных средах;
Культурная грамотность – обучение основывается на «живой» встречи с культурой (учащиеся могут увидеть культурное достояние, пережить собственные эмоции);
Индивидуальный образовательный вопрос – возможность решения вопроса личной мотивации студентов
Работа в технологии образовательного туризма строится поэтапно:
I этап – доэкспедиционный – этап подготовки маршрута
II этап – экспедиционный – достижение цели в процессе экспедиции по разработанному маршруту
III этап – после экспедиционный – анализ полученных результатов в ходе экспедиции
Доэкспедиционный этап:
Цель: каждый участник путешествия формулирует свой образовательный вопрос по цели маршрута
На первом этапе технологии происходит непосредственная подготовка: проводятся тренинги, на которых учащиеся формулируют свой образовательный вопрос, ответ на который они могут получить в ходе проведения экспедиции
Экспедиционный этап:
Цель: Составление и прохождение образовательного маршрута
На этапе составления маршрута следует учитывать цель всей экспедиции. Маршрут может быть событийным (посещение мест в соответствии с планом события) и географическим (в каждой точке маршрута есть ответ на вопрос). Также маршрут может быть гибким (происходит поиск ресурсов для решения поставленных вопросов) и жестким (в маршруте четко обозначены места).
На данном этапе необходимо фиксация полученных впечатлений по экспедиции: описание источника (где?), описание материала (что использовалось для получения ответа) и способы работы (как получали ответы на вопросы).
После экспедиционный этап:
Цель: сбор полученного материала по путешествию и систематизация проделанной работы.
Таким образом, использование технологии образовательного туризма в работе с учащимися средне-профессионального образовательного учреждения открывает для педагога возможности расширения границ профессиональной компетентности, укрепляет и повышает мотивационную и профессиональную ориентацию, способствует росту их квалификационного уровня и применению творческого подхода в организации учебно-воспитательной работы.