Система электронного обучения в СПО
Неоспорим тот вопрос, что система профессионального образования является фундаментальной для современного общества, именно поэтому она должна обладать особой гибкостью по отношению к запросам общества, готовой к изменениям в социальной и экономической среде.
Одной из основных задач среднего профессионального образования является, подготовка высококвалифицированного, конкурентоспособного специалиста, готового осуществлять профессиональную деятельность в современном информационном обществе.
Сегодня в практику учебных средне-профессиональных организаций широко внедряется система электронного обучения.
Электронное обучение (e-learning) – это передача знаний и управление процессом обучения с помощью новых информационных и телекоммуникационных технологий. В процессе электронного обучения используются интерактивные электронные средства доставки информации.
С одной стороны, для современных студентов получение информации при помощи сетевых ресурсов стало неотъемлемой частью жизни. Сегодняшнее поколение обучающихся легко ориентируются в пространстве информации, которая представляется им в электронном виде.
С другой стороны, технические средства позволяют педагогическим работникам повысить эффективность своей работы - выстраивать индивидуальный маршрут образования для каждого студента.
В ст. 16 федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 24.03.2021) "Об образовании в Российской Федерации" говорится, что под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.
Таким образом, электронное обучение в образовательном процессе средне-профессионального образования должно обеспечивать повышения качества образования.
Для организации электронного обучения в практике образовательных организаций используются различные системы электронного обучения.
Система электронного обучения включает в себя программное и аппаратное решения. Она предполагает наличие специальной базы данных, где содержится учебный контент и системы мониторинга обучения.
Использование систем электронного обучения позволяет:
- разнообразить формы представления информации на основе использования аудио-, видео- и графической информации;
- дифференцировать обучение, тем самым учитывать индивидуальные особенности обучаемых;
- активизировать самостоятельную работу обучающихся, усиливая деятельность самообучения, самоконтроля, самооценки обучаемого;
- повысить мотивацию, интерес и познавательную активность за счет разнообразия форм представления информацию.
Для создания успешной модели электронного обучения, необходимо решить следующие задачи:
- создать или укрепить материально-техническую базу;
- выбрать соответствующее программное обеспечение, позволяющее хранить и обрабатывать информацию для электронного обучения;
- организовать повышение квалификации педагогических работников, для обучения созданию необходимых ресурсов.
В работе Истринского профессионального колледжа- филиала ГГТУ для электронного обучения студентов используется система «Академия-Медиа», в которой педагогами колледжа разработаны курсы дисциплин для различных специальностей.
Основными задачами разработки курсов в системе электронного обучения является самостоятельное изучение тем дисциплин студентами.
В курсе разрабатываются следующие элементы:
- лекция – информационный материал по теме изучения
- практические и контрольные задания
- материалы для самостоятельной работы студентов
- задания, направленные на выявление уровня усвоения материала студентами.
Используя курсы электронного обучения при изучении специальных дисциплин в средне-профессиональном образовании, нами были выявлены следующие минусы данной практики:
1. Возможность отсутствия технических возможностей: доступ к интернету, компьютер, программное обеспечение;
2. Отсутствие взаимодействия между преподавателем и студентом;
3. Проблемы у студентов с самоорганизацией и самомотивацией;
4. Затрудненность контроля изучения материалов студентами со стороны преподавателей;
5. Вопрос о влиянии использования компьютера на здоровье студентов;
6. Затраты личных ресурсов преподавателей
Но при правильном подходе к использованию электронного обучения в СПО можно отметить и положительные аспекты:
1. Возможность осуществлять обучение вне зависимости геолокации участников образовательного процесса, особенно ярко данный положительный фактор позволил сохранить качество образования в условиях дистанционного обучения во время пандемии;
2. Возможность закрепления материала лекции в процессе домашней подготовки
3. Возможность самостоятельного изучения материала дисциплины студентами в случае отсутствия на занятиях.
4. Возможность проведения преподавателем мониторинга учебных результатов;
5. Обеспечение обучающихся дополнительными учебными материалами по спецдисциплинам – нормативно-правовых систем, информационно-справочные системы и т.д.
6. Повышение профессиональной квалификации в рамках совершенствования учебных электронных курсов;
7. Проявление творческой активности педагогов в координировании процесса обучения.
Опираясь на положительный опыт использования системы электронного обучения в период дистанционной работы во время пандемии, мы можем сделать о значительной роли электронного обучения в процессе средне-профессионального образования. Но следует отметить, что в рамках профессионального обучения, как один из основных мотивирующих факторов, остается необходимым живой контакт между преподавателем и студентом.
На основании всего выше сказано, нам хотелось бы отметить, что использование электронного обучения в рамках преподавания специальных дисциплин в СПО необходимо применять только как дополнение к очному формату обучения, для адаптации современного образования к возможностям и интересам обучающихся, обеспечения полноценного доступного образования, индивидуализации обучения.
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутка друзей вк