Меню

Система электронного обучения в СПО

Неоспорим тот вопрос, что система профессионального образования является фундаментальной для современного общества, именно поэтому она должна обладать особой гибкостью по отношению к запросам общества, готовой к изменениям в социальной и экономической среде.

Одной из основных задач среднего профессионального образования является, подготовка высококвалифицированного, конкурентоспособного специалиста, готового осуществлять профессиональную деятельность в современном информационном обществе.

Сегодня в практику учебных средне-профессиональных организаций широко внедряется система электронного обучения.

Электронное обучение (e-learning) – это передача знаний и управление процессом обучения с помощью новых информационных и телекоммуникационных технологий. В процессе электронного обучения используются интерактивные электронные средства доставки информации.

С одной стороны, для современных студентов получение информации при помощи сетевых ресурсов стало неотъемлемой частью жизни. Сегодняшнее поколение обучающихся легко ориентируются в пространстве информации, которая представляется им в электронном виде.

С другой стороны, технические средства позволяют педагогическим работникам повысить эффективность своей работы - выстраивать индивидуальный маршрут образования для каждого студента.

В ст. 16 федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 24.03.2021) "Об образовании в Российской Федерации" говорится, что под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.

Таким образом, электронное обучение в образовательном процессе средне-профессионального образования должно обеспечивать повышения качества образования.

Для организации электронного обучения в практике образовательных организаций используются различные системы электронного обучения.

Система электронного обучения включает в себя программное и аппаратное решения. Она предполагает наличие специальной базы данных, где содержится учебный контент и системы мониторинга обучения.

Использование систем электронного обучения позволяет:

- разнообразить формы представления информации на основе использования аудио-, видео- и графической информации;

- дифференцировать обучение, тем самым учитывать индивидуальные особенности обучаемых;

- активизировать самостоятельную работу обучающихся, усиливая деятельность самообучения, самоконтроля, самооценки обучаемого;

- повысить мотивацию, интерес и познавательную активность за счет разнообразия форм представления информацию.

Для создания успешной модели электронного обучения, необходимо решить следующие задачи:

- создать или укрепить материально-техническую базу;

- выбрать соответствующее программное обеспечение, позволяющее хранить и обрабатывать информацию для электронного обучения;

- организовать повышение квалификации педагогических работников, для обучения созданию необходимых ресурсов.

В работе Истринского профессионального колледжа- филиала ГГТУ для электронного обучения студентов используется система «Академия-Медиа», в которой педагогами колледжа разработаны курсы дисциплин для различных специальностей.

Основными задачами разработки курсов в системе электронного обучения является самостоятельное изучение тем дисциплин студентами.

В курсе разрабатываются следующие элементы:

- лекция – информационный материал по теме изучения

- практические и контрольные задания

- материалы для самостоятельной работы студентов

- задания, направленные на выявление уровня усвоения материала студентами.

Используя курсы электронного обучения при изучении специальных дисциплин в средне-профессиональном образовании, нами были выявлены следующие минусы данной практики:

1. Возможность отсутствия технических возможностей: доступ к интернету, компьютер, программное обеспечение;

2. Отсутствие взаимодействия между преподавателем и студентом;

3. Проблемы у студентов с самоорганизацией и самомотивацией;

4. Затрудненность контроля изучения материалов студентами со стороны преподавателей;

5. Вопрос о влиянии использования компьютера на здоровье студентов;

6. Затраты личных ресурсов преподавателей

Но при правильном подходе к использованию электронного обучения в СПО можно отметить и положительные аспекты:

1. Возможность осуществлять обучение вне зависимости геолокации участников образовательного процесса, особенно ярко данный положительный фактор позволил сохранить качество образования в условиях дистанционного обучения во время пандемии;

2. Возможность закрепления материала лекции в процессе домашней подготовки

3. Возможность самостоятельного изучения материала дисциплины студентами в случае отсутствия на занятиях.

4. Возможность проведения преподавателем мониторинга учебных результатов;

5. Обеспечение обучающихся дополнительными учебными материалами по спецдисциплинам – нормативно-правовых систем, информационно-справочные системы и т.д.

6. Повышение профессиональной квалификации в рамках совершенствования учебных электронных курсов;

7. Проявление творческой активности педагогов в координировании процесса обучения.

Опираясь на положительный опыт использования системы электронного обучения в период дистанционной работы во время пандемии, мы можем сделать о значительной роли электронного обучения в процессе средне-профессионального образования. Но следует отметить, что в рамках профессионального обучения, как один из основных мотивирующих факторов, остается необходимым живой контакт между преподавателем и студентом.

На основании всего выше сказано, нам хотелось бы отметить, что использование электронного обучения в рамках преподавания специальных дисциплин в СПО необходимо применять только как дополнение к очному формату обучения, для адаптации современного образования к возможностям и интересам обучающихся, обеспечения полноценного доступного образования, индивидуализации обучения.