Самообразование преподавателя
Самообразование педагога как необходимое условие профессиональной деятельности педагога
САМООБРАЗОВАНИЕ - целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п.
В основе самообразования - интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала
Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного педагога, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег.
Определим мотивы, побуждающие учителя к самообразованию:
• Ежедневная работа с информацией. Готовясь к занятию, выступлению, родительскому собранию, воспитательному мероприятию, соревнованию и др. у педагога возникает необходимость поиска и анализа новой информации
• Желание творчества. Учитель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие
• Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой (в век компьютерных технологии не гоже пользоваться мелом и тряпкой)
• Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ педагога как «несовременного человека»
• Конкуренция.
• Общественное мнение. Педагогу не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим педагогом быть обидно.
• Материальное стимулирование. Категория учителя, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства педагога. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.
• Интерес. Учиться просто интересно. Говорят: «Врачу – исцелися сам!» Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться. Вправе ли он тогда преподавать?
Если представить деятельность педагога в области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать и писать.
Какова же предметная область приложения этих глаголов?
• Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения
• Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом
• Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности
• Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики
• Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни
• Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.
Направления самообразования педагога:
1. Организация процесса самообразования
Участниками административного процесса контроля над самообразованием педагогов являются: руководитель образовательного учреждения, заместители директора, методист, педагогический коллектив и, конечно, самое главное лицо – сам педагог.
Администрация образовательного учреждения и методисты контролируют своевременный выбор темы (проблемы) работы, личный план самообразования педагога, наблюдают за этапами его выполнения. Они же организовывают отчётные работы в форме обобщения опыта, докладов, сбор и анализ отчётной документации, презентации результатов работ перед педагогическим коллективом.
2. Тема, над которой работает педагог
Любая тема должна быть направлена на повышение эффективности обучения, реализацию воспитательных целей, выработку новых педагогических приёмов и методик или созданию научных работ.
Тема (проблема) самообразования педагогов должна быть тесно связана с единой методической темой (проблемой) образовательного учреждения, направлениями работы системы профессионального образования края в целом.
3. Личный план самообразования педагога
На основании выбранной темы педагог разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой.
В плане указываются:
название темы
цели
задачи
предполагаемый результат
этапы работы
сроки выполнения каждого этапа
действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой
способ демонстрации результата проделанной работы
форма отчёта по проделанной работе
По окончании работы над темой (проблемой) каждый педагог должен составить отчёт с анализом, выводами и рекомендациями для других коллег.
Алгоритм работы педагога над индивидуальной научно-методической темой
Выбор темы (проблемы) индивидуальной научно-методической работы:
ознакомление с литературой;
ознакомление с нормативно-правовыми документами;
изучение прогрессивного педагогического опыта по проблеме исследования.
Детальное ознакомление с проблемой посредством литературных источников:
составление картотеки литературных источников;
выписки из литературных источников.
Уточнение темы и разработка предварительного варианта плана индивидуальной научно-методической работы:
обоснование выбора темы;
актуальность и новизна;
выбор адекватных методов и средств поисковой деятельности;
формулирование цели и задач работы:
разработка календарного плана индивидуальной работы.
Выбор и разработка моделей, инновационных технологий педагогической деятельности.
Внедрение инноваций в практику своей педагогической деятельности.
Анализ и оценка результатов индивидуального опыта работы над науч- но-методической темой (проблемой), формулирование выводов и предложений.
Литературное оформление работы, отчёт о полученных результатах перед коллегами.
С появлением современных информационно-компьютерных технологий в вопросах самообразования педагогов появились новые преимущества:
интернет - универсальный и самый дешёвый источник педагогической, методической и научной информации;
средства коммуникации интернета позволяют обмениваться опытом, учиться, советоваться с коллегами во всем мире. Обсуждение в форумах, конференциях интернета значительно расширяет аудиторию заинтересованных лиц, работающих над похожими проблемами;
программное обеспечение компьютера позволяет более эффективно и наглядно вести документацию, отчётность и мониторинг при работе над темой;
компьютер является универсальным и ёмким хранилищем материалов, необходимых педагогу в работе.
Одним из элементов самообразования педагога сегодня является сетевое взаимодействие педагогов.
Сетевое взаимодействие, благодаря информационно-коммуникативным технологиям, предоставляет широкие возможности общения, объединения в профессиональное Интернет-сообщество. Такое объединение становится посредником между педагогами и органами просвещения.
Использование компьютерных коммуникаций позволяет осуществлять полноценную методическую поддержку и ведет к активизации общения педагогов между собой, расширению опыта совместной работы.
Развитие сетевой группы происходит через:
открытое представление результатов своей деятельности другим участникам сети;
открытое обсуждение деятельности участников сети;
создание личного информационного пространства педагога в сети;
включение в сетевые профессиональные сообщества по различным основаниям.
Участие в профессиональных сетевых объединениях позволяет педагогам, живущим в разных уголках одной страны и за рубежом, общаться друг с другом, решать профессиональные вопросы, реализовать себя и повышать свой профессиональный уровень.
Результат самообразования
Каждая деятельность бессмысленна, если в её результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования педагога обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определённый срок. Полученные результаты должны исходить из целей и задач, поставленных педагогом в начале работы над темой (проблемой), быть диагностируемыми:
повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);
разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования:
разработка новых форм, методов и приёмов обучения;
доклады, выступления;
разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;
выработка методических рекомендаций, пособий;
разработка и проведение открытых уроков по собственным авторским, новаторским технологиям;
создание комплектов педагогических разработок;
проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).
Формы предъявления и обобщения результатов работы по самообразованию педагога могут быть разнообразны:
показ опыта в режиме реального времени в форме серии открытых уроков, внеклассных мероприятий, мастер-классов;
ознакомление педагогов с документальным обеспечением реализуемых нововведений;
изучение возможных перспектив внедрения и прогнозирования последствий перехода на новые способы работы: составление краткого описания предъявленного опыта;
организация глубокого анализа до, в процессе и после внедрения новых форм, методов и технологий работы:
осуществление углубленного диагностирования по выявлению положительного эффекта от внедрения инноваций;
проведение семинаров, конференций, практикумов, собеседований, имитационных игр, организация консультаций, выставок;
защита портфолио
Самообразование педагога будет продуктивным, если:
в процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию;
педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Педагогический опыт является фактором изменения образовательной ситуации. Педагог понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, признает своё несовершенство, следовательно, является открытым для изменений;
педагог обладает развитой способностью к рефлексии (под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов). При анализе педагогической деятельности возникает необходимость получения теоретических знаний, необходимость овладения диагностикой - самодиагностикой и диагностикой обучающихся, необходимость приобретения практических умений анализа педагогического опыта;
программа профессионального развития педагога включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности;
педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству;
осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.
Таким образом, самообразование - это желание педагога работать над собой и способность педагога творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретёнными в процессе самообразования.
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутка подписчиков в ютуб