Проектная технология
Сегодня в науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка, как на саморазвивающуюся систему, при этом усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для саморазвития детей. Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.
Проект — это: метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей. самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат. специально организованный воспитателем и самостоятельно выполняемый воспитанниками комплекс действий, направленных на разрешение проблемной ситуации и завершающихся созданием творческого продукта.
У него есть много разных определений, но в целом — это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей — исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.
Цель использования проектной технологии в дошкольном образовании
Стимулирует развитие исследовательских умений у детей
Стимулирует развитие креативности и логического мышления детей
Является одним из методов развивающего обучения и самообразования;
Является одной из форм организации воспитательно-образовательной работы
Повышение компетентности педагога
Повышение качества образовательного процесса
Стимулирование взаимодействие членов проектной группы
Основные требования к использованию метода проекта
Наличие значимой в исследовательском и творческом плане работы проблемы
Практическая, теоретическая, психолого-педагогическая, значимость предполагаемых результатов
Самостоятельная деятельность педагогов под руководством педагога координирующего проект
Структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов
Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий
Проектная технология в практической деятельности
Стержнем технологии проектной деятельности является совместная со взрослым деятельность детей (исследовательская, познавательная, продуктивная), в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты
Для реализации проекта педагог определяет этапы его реализации, продумывает содержание деятельности и осуществляет подбор практического материала
Реализация любого проекта предполагает работу с детьми, методическую работу с кадрами и взаимодействие с родителями
В практике ДОУ используются следующие типы проектов:
Информационные (Исследовательские): осуществляется исследовательский поиск, результаты которого оформляются в виде какого-либо творческого продукта (газеты, драматизации, картотеки опытов, детского дизайна, кулинарной книги и пр.). Предполагают проверку некого предположения (гипотезы) с использованием метода познания (наблюдение, эксперимент) например. «Почему дети болеют?», «Что мы знаем о воде», «Как растет горох?»;
Творческие: как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Результаты оформляются в виде детского праздника, выставки. например, «Концерт для мам», спектакль для малышей;
Ролево-игровые: это проект с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и по-своему решают поставленные проблемы. В основе таких проектов лежит сюжетно- ролевая игра и дети активно включаются в них. Охотно выполняют роли. Например, «Моя любимая игрушка», «В гостях у сказки»;
Информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию о каком-то объекте, явлении из разных источников, а затем реализуют её, ориентируясь на социальные интересы: оформление дизайна группы, квартиры, и т. п. Например «Герои-земляки»
Практические: связаны с работой на достижение значимого результата. Например, благоустройство группы, оформление клумбы и уход за ней;
Этапы разработки и проведения проекта (последовательность работы воспитателя)
1. Ставим перед собой цель, исходя из интересов и потребностей детей
2.Вовлекаем дошкольников в решение проблемы (обозначение «детской» цели)
3.Намечаем план движения к цели (поддерживаем интерес детей и родителей)
4.Обсуждаем план с семьями
5.Обращаемся за рекомендациями к специалистам детского сада (творческий поиск)
6.Вмсете с детьми и родителями рисуем план-схему проведения проекта и вывешиваем её на видном месте
7.Собираем информацию, материал (изучаем с детьми план-схему)
8.Проводим занятия, игры, наблюдения, поездки – все мероприятия основной части проекта
9.Даём домашние задания родителям и детям
10.Переходим к самостоятельным творческим работам (поиск материала, информации, поделки, рисунки, альбомы, предложения)родителей и детей
11.Организуем презентацию проекта (праздник, открытое занятие, акция, КВН), составляем альбом и т.п.
12.Подводим итоги: выступаем на педагогическом совете, «круглом столе», проводим обобщение опыта