Работа с родителями
Семья является первая школа растущего человека. Она – целый мир для малыша, здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. Любая педагогическая система без семьи – чистая абстракция. В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт: убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к окружающим людям и деятельности. Именно поэтому приоритет в воспитании ребенка, принадлежит семье.
Если рассмотреть современное законодательство в системе российского образования то мы увидим, следующую картину: В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования №1155 от «17 » октября 2013 г. отдельно выделена задача по обеспечению психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. В Постановлении правительства РФ № 302 от 15 апреля 2014 года, «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» и в распоряжении Правительства Российской Федерации "Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года" от 07.08.2009 № 1101-р. выделена задача «Создание новой национальной системы физкультурно-спортивного воспитания населения, разработки и реализации комплекса мер по пропаганде физической культуры и спорта, как важнейшей составляющей здорового образа жизни»
Таким образом, и законодательство определяет одно из условий необходимых для создания социальной ситуации развития детей: взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив.
В вопросе физкультурно-оздоровительной работы этот принцип единства, взаимодействия и сотрудничества также необходим как и формировании гармонично развитой личности в целом.
Целью сотрудничества с семьей в физкультурно-оздоровительной работе является воспитать физически развитого, жизнерадостного ребенка путем формирования у него осознанного отношения к своему здоровью и потребности к здоровому образу жизни.
Условия взаимодействия образовательного учреждения с родителями по вопросам физического воспитания и укрепления здоровья детей:
Взаимное доверие и уважение между педагогами и родителями;
соблюдение такта, чуткость, отзывчивость по отношению родителям;
учёт своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах физического воспитания;
сочетания индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми родителями групп;
взаимосвязь разных форм работы;
одновременная влияние на родителей и детей;
Не «правильные» типы поведения воспитателей по отношению к родителям
«Воспитатель родителей» - для такого воспитателя родители тоже дети, которым требуется все объяснить, которые, по мнению воспитателя менее компетентны, «так как не занимаются с детьми целый день». Среди них бывают и «теплые» педагоги, которые сочувствуют родителям в их проблемах с ребенком, но все равно смотрят с высока и считают свой опыт единственно правильным.
«Закрытые воспитатели» - не хотят внимания к своей работе. Не любят делиться своими профессиональными трудностями, так как опасаются критики со стороны коллег, родителей, заведующей. Не слишком балуют родителей информацией об их детях. Скованы, не многословны с взрослыми, но более комфортно чувствуют себя среди детей, сосредоточены на своей работе, исполнительны.
«Интеллектуалы» - воспитатели, которые уделяют больше внимания развитию у детей мыслительной сферы. Им не свойственно понимать и учитывать эмоциональную мотивацию поведения ребенка. В своей работе эти воспитатели больше внимания уделяют занятиям, а не игре и общению детей.
«Дисциплинщики» - требуют педантичного выполнения режима, правил поведения. Порицание детей выходит в основном за нарушение дисциплины и порядка. Можно себе представить, как бывают шокированы демократичные родители, когда слышат жалобы воспитателя на раскованное поведение ребенка в группе. Таким взрослым бывает сложно договорится друг с другом, а ребенку еще сложнее приспособиться к двойному стандарту поведения.
Этапы построения доверительного общения с родителями:
1-й этап - «Трансляция родителям положительного образа ребенка».
Педагог никогда не жалуется на ребенка, даже если он что – то натворил. Беседа с родителями проходит под девизом «Ваш ребенок лучше всех».
2-й этап – «Трансляция родителям знаний о ребенке, которых они не могли бы получить в семье».
Воспитатель сообщает об успехах и особенностях развития ребенка в ДОУ, особенностях общения с другими детьми, результатах социометрии и др. При этом соблюдается принцип «Ваш ребенок лучше всех» - каждую поделку представляют как исключительную, даже если им самим так не кажется.
3-й этап – «Ознакомление воспитателя с проблемами семьи в воспитании ребенка». На данном этапе активная роль принадлежит родителям, воспитатель только поддерживает диалог, не давая оценочных суждений. Нужно помнить, что полученной информацией не следует делится с коллегой по группе и в целом использовать её только для организации позитивного взаимодействия.
4-й этап – «Совместное исследование и формирование личности ребенка». Только на этом этапе педагог, завоевавший доверие родителей при успешном проведении предыдущих этапов, может осторожно начинать давать советы родителям.
Рассмотрим различные формы взаимодействия с родителями:
Родительские собрания.
Это традиционная форма работы, позволяющая педагогу лично знакомится с семьями воспитанников на основе личной беседы выявить потребности и желания родителей в вопросах физического воспитания. Безусловно, на родительских собраниях невозможно получить все вопросы.
Наглядно-информационные работы.
Для повышения компетенции родителей используются наглядно-информационные формы работы: папки с рекомендациями по обучению детей здоровьесберегающим технологиям: дыхательная гимнастика, коррегирующая гимнастика, подвижные и спортивные игры, гимнастика для глаз, физкультминутки, релаксация и др. Папки пополняются в течение года.
Анкетирование.
Для получения объективной картины значимости физической культуры и спроса в семье, выясняю занимаются ли родители спортом, интересуются ли они спортивными достижениями ребёнка, а также стремятся ли они к привлечению детей к физической культуре.
Консультация.
Цель проведения консультации является усвоение родителями определённых знаний, умений, помощь им в разрешение в проблемных вопросов.
Индивидуальные беседы.
Беседы лаконичны значимы для родителей. Побуждают родителей к высказыванию. Обсуждение характерных особенностей ребёнка, возможные формы организации совместной деятельности дома, на улице, а также рекомендация литературы по развитию движения у детей.
Открытые занятия.
Позволяют родителям наблюдать за детьми на занятии, что даёт возможность увидеть результаты воспитательно-образовательнного процесса, осознать особенности личности ребёнка и его индивидуальность.
Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей (Т. В. Кротова):
Информационно - аналитические
Цель: Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности.
Формы: Проведение социологических срезов, опросов, «Почтовый ящик»
Задачи: сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.
Досуговые:
Цель: Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми.
Формы: Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках
Задачи: призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию.
Познавательные
Цель: Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей.
Формы: Семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей.
Задачи: предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков. Основная роль продолжает принадлежать таким коллективным формам общения, как собрания, групповые консультации и др. Современные познавательные формы общения с родителями строятся на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению.
Наглядно-информационные:(информационно-ознакомительные и информационно-просветительские)
Цель: Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей.
Формы: Информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуск газет, организация минибиблиотек.
Задачи: решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.
"Тактильное прикосновение", родительское собрание, 2 мл.группа"Практикум для родителей "Пальчиками играем - стихи повторяем"
2 младшая группа
Цель: повышение педагогической культуры родителей; познакомить родителей с условиями, влияющими на формирование речи детей; вовлечь родителей в процесс формирования речи детей посредством развития мелкой моторики.