Меню

Образовательные технологии

Инновационный процесс на нынешнем этапе развития общества касается в первую очередь системы дошкольного образования, которая считается начальной ступенью в раскрытии потенциальных возможностей ребенка. Этот подход ставит высокие требования к системе дошкольного обучения и воспитания. Происходит поиск более эффективных технологий в дошкольном образовании использовании современных, уже отработанных технологий, а также психолого-педагогических подходов к данному процессу. 

Педагогические технологии определяют новые средства, формы, методы, используемые в практике педагогики и, конечно, они должны быть ориентированы на развитие личности ребенка и его способностей. 

Проблемой педагогических технологий занимались: Селевко, Беспалько, И.П.Волков, В.М.Монахов и другие. 

На данный момент существует несколько определений пед. технологии, мы выберем на сегодня самую развёрнутую: 

Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО). 

Иначе говоря, технология – это зафиксированные последовательные действия, гарантирующие получение заданного результата. Она содержит алгоритм решения поставленных задач, в основе её использования положена идея полной управляемости обучением и воспроизводимости образовательных циклов. 

Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий. Они классифицируются по организационным формам, по предметам, авторские, по подходам к ребёнку и т.д. 

Термин «технология», образован от латинского: texno - искусство, мастерство; logos - слово, учение, знание. 

Образовательная технология – это организованная и целенаправленная педагогическая деятельность, которая осуществляется на основании научно обоснованного дидактического проекта и обладает высоким уровнем эффективности, гарантированности и надежности результата. 

Таким образом, образовательная технология предполагает обязательное инструментальное управление образовательным процессом с гарантированным получением ожидаемого результата, посредством решения всех поставленных целей и задач.

 В настоящее время понятие образовательной технологии принято рассматривать с точки зрения тех аспектов: 

Научный аспект – рассматривает образовательную технологию как часть педагогической науки, занимающуюся изучением и разработкой целей, содержания и методов обучения, а также проектированием педагогических процессов. 

Процессуальный аспект – представляет образовательную технологию в виде алгоритма, имеющего совокупность целей, методов, средств, приемов, конкретного содержания и комплекс ожидаемых результатов обучения. 

Деятельностный аспект – рассматривает образовательную технологию, как осуществление педагогического процесса, направленного на организацию эффективного функционирования всех инструментальных, методологических и личностных средств. 

Сущность образовательной технологии состоит в том, что она представляет собой определенную систему. Таким образом, технология представляет собой нечто более масштабное, чем методика. Любая методика может быть доработана до технологии, для этого необходима ее последовательная оптимизация, на основании обратной связи и корректировки отдельных составляющих.

Образовательные технологии предусматривают:

 •Предварительное проектирование образовательного процесса, возможность его последующего применения на практике. 

•Целеобразование, направленное на предоставление возможности адекватного и обоснованного контроля, за достижением поставленных образовательных целей.

•Наличие содержательной и структурной целостности процесса обучения, то есть невозможности изменить какой-либо компонент, не затронув другие. 

•Возможность выбора эффективных форм, методов и средств обучения. 

•Наличие оперативной обратной связи, которая позволяет своевременно производить необходимую корректировку процесса обучения. 

К современным образовательным технологиям предъявляется ряд требований, в первую очередь они должны обладать рядом качеств: 

Научность (концептуальность) – технология должна иметь под собой научно обоснованную концепцию, указывающую на ее эффективность и уникальность. 

Системность (комплексность, целостность) – технология представляет собой строго упорядоченную систему, представленную в виде совокупности методов, средств и приемов. 

Управляемость – предоставлять реализующему ее педагогу возможность осуществлять диагностику технологии, прогнозирование результативности, эффективность применяемых методов и средств, воспроизводимость в различных условиях и оптимальность её применения в процессе обучения. 

На основании данных качеств можно охарактеризовать структуру образовательной технологии, которая представлена тремя частями: 

Концептуальная основа – представлена определенной научной базой, психолого-педагогическими идеями, которые заложены в фундамент технологии; актуальность и основные концепции, её цель, задачи, принципы построения, функции и критерии эффективности технологии. 

Содержательная часть обучения – представлена основной образовательной целью, содержанием учебного и научного материала. 

Процессуальная часть – это непосредственно технологический процесс, который включает в себя организацию обучения, используемые методы, средства и формы учебной работы учащихся и педагога, управление образовательным процессом и его диагностика. 

Классификация педагогических технологий 

По уровню применения технологии бывают: 

-общепедагогические (характеризуются целостностью педагогического процесса в регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения). 

-частнопредметные (совокупность средств и методов для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках предмета, например, иностранного языка).

 -локальные или модульные (используются в отдельных частях учебно-воспитательного процесса). 

По подходу к ребенку технологии подразделяются на: 

-авторитарные (педагог является единоличным субъектом учебно-воспитательного процесса, а ученик только объект. Эти технологии отличаются жесткой организацией школьной жизни, подавлением инициативы и самостоятельности учащихся, применением требований и принуждения); 

-сотрудничества (это демократизм. равенство, партнерство в субъект-субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учение, находясь в соавторстве вырабатывают общие цели своей деятельности, содержание, дают оценки); 

- свободного воспитания (такие технологии предоставляют ребенку свободу выбора и самостоятельности в разных сферах его жизнедеятельности);

 -личностно-ориентированные (они ставят в центр образовательной системы личность ребенка, обеспечивают комфортные, бесконфликтные и безопасные условия для его развития); 

-гуманно-личностные (отличаются психотерапевтической педагогикой, направленной на поддержку личности, на помощь ей); 

-массовая (традиционная) технология (школьная технология, рассчитанная на усредненного ученика);

 -технология продвинутого образования (углубленное изучение предметов и типична для гимназического, лицейского, специального образования); 

-технология компенсирующего обучения (используется для педагогической коррекции, поддержки. выравнивания, компенсации). 

Таким образом, любая современная образовательная технология является синтезом достижений педагогической науки и практики, сочетанием традиционных элементов прошлого опыта и современности, гуманизации и демократизации общества.