Меню

Проектная технология

Сегодня в науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка, как на саморазвивающуюся систему, при этом усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для саморазвития детей. Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.

Проект — это: метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей. самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат. специально организованный воспитателем и самостоятельно выполняемый воспитанниками комплекс действий, направленных на разрешение проблемной ситуации и завершающихся созданием творческого продукта.

У него есть много разных определений, но в целом — это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей — исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

Цель использования проектной технологии в дошкольном образовании

Стимулирует развитие исследовательских умений у детей

Стимулирует развитие креативности и логического мышления детей

Является одним из методов развивающего обучения и самообразования;

Является одной из форм организации воспитательно-образовательной работы

Повышение компетентности педагога

Повышение качества образовательного процесса

Стимулирование взаимодействие членов проектной группы

Основные требования к использованию метода проекта

Наличие значимой в исследовательском и творческом плане работы проблемы

Практическая, теоретическая, психолого-педагогическая, значимость предполагаемых результатов

Самостоятельная деятельность педагогов под руководством педагога координирующего проект

Структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов

Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий

Проектная технология в практической деятельности

Стержнем технологии проектной деятельности является совместная со взрослым деятельность детей (исследовательская, познавательная, продуктивная), в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты

Для реализации проекта педагог определяет этапы его реализации, продумывает содержание деятельности и осуществляет подбор практического материала

Реализация любого проекта предполагает работу с детьми, методическую работу с кадрами и взаимодействие с родителями

В практике ДОУ используются следующие типы проектов:

Информационные (Исследовательские): осуществляется исследовательский поиск, результаты которого оформляются в виде какого-либо творческого продукта (газеты, драматизации, картотеки опытов, детского дизайна, кулинарной книги и пр.). Предполагают проверку некого предположения (гипотезы) с использованием метода познания (наблюдение, эксперимент) например. «Почему дети болеют?», «Что мы знаем о воде», «Как растет горох?»;

Творческие: как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Результаты оформляются в виде детского праздника, выставки. например, «Концерт для мам», спектакль для малышей;

Ролево-игровые: это проект с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и по-своему решают поставленные проблемы. В основе таких проектов лежит сюжетно- ролевая игра и дети активно включаются в них. Охотно выполняют роли. Например, «Моя любимая игрушка», «В гостях у сказки»;

Информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию о каком-то объекте, явлении из разных источников, а затем реализуют её, ориентируясь на социальные интересы: оформление дизайна группы, квартиры, и т. п. Например «Герои-земляки»

Практические: связаны с работой на достижение значимого результата. Например, благоустройство группы, оформление клумбы и уход за ней;

Этапы разработки и проведения проекта (последовательность работы воспитателя)

1. Ставим перед собой цель, исходя из интересов и потребностей детей

2.Вовлекаем дошкольников в решение проблемы (обозначение «детской» цели)

3.Намечаем план движения к цели (поддерживаем интерес детей и родителей)

4.Обсуждаем план с семьями

5.Обращаемся за рекомендациями к специалистам детского сада (творческий поиск)

6.Вмсете с детьми и родителями рисуем план-схему проведения проекта и вывешиваем её на видном месте

7.Собираем информацию, материал (изучаем с детьми план-схему)

8.Проводим занятия, игры, наблюдения, поездки – все мероприятия основной части проекта

9.Даём домашние задания родителям и детям

10.Переходим к самостоятельным  творческим работам (поиск материала, информации, поделки, рисунки, альбомы, предложения)родителей и детей

11.Организуем презентацию проекта (праздник, открытое занятие, акция, КВН), составляем альбом и т.п.

12.Подводим итоги:  выступаем на педагогическом совете, «круглом столе», проводим обобщение опыта