Меню

Преподавание СПО

Организация индивидуальных занятий с различными категориями обучающихся

Индивидуализация в образовании провозглашается и декларируется неустанно, особенно в связи с введением новых ФГОСов и утверждением приоритетности самостоятельности студентов в деятельности.

Система образования России претерпевает в настоящее время изменения, которые тесно связаны с изменениями в экономической, социально-политической, духовной сферах жизни общества. В современном обществе важнейшим ресурсом его экономического и социального развития становятся талантливые, креативные и инициативные люди. Эти изменения требуют формирования человека с новым уровнем сознания, с высоким профессионализмом и наличием нескольких квалификаций. Конкурентоспособное образование, отвечая на вызовы меняющегося мира, моделирует процесс индивидуализации современного производства для выработки способов индивидуального действия у обучаемого как будущего работника, тем самым ориентируется на индивидуализацию как ценность. Индивидуализация задает требования к качеству образовательных программ и требования к уровню подготовки выпускников.

Поэтому к числу приоритетов совершенствования системы профессионального образования относят реализацию личностно - ориентированного обучения обучающихся, а также развитие вариативности и индивидуализации обучения с учетом способностей и интересов обучающихся.

Индивидуализация в образовании провозглашается и декларируется неустанно, особенно в связи с введением новых ФГОСов и утверждением приоритетности самостоятельности студентов в деятельности.

Система образования России претерпевает в настоящее время изменения, которые тесно связаны с изменениями в экономической, социально-политической, духовной сферах жизни общества. В современном обществе важнейшим ресурсом его экономического и социального развития становятся талантливые, креативные и инициативные люди. Эти изменения требуют формирования человека с новым уровнем сознания, с высоким профессионализмом и наличием нескольких квалификаций. Конкурентоспособное образование, отвечая на вызовы меняющегося мира, моделирует процесс индивидуализации современного производства для выработки способов индивидуального действия у обучаемого как будущего работника, тем самым ориентируется на индивидуализацию как ценность. Индивидуализация задает требования к качеству образовательных программ и требования к уровню подготовки выпускников.

Поэтому к числу приоритетов совершенствования системы профессионального образования относят реализацию личностно - ориентированного обучения обучающихся, а также развитие вариативности и индивидуализации обучения с учетом способностей и интересов обучающихся.

Индивидуализация– процесс развития и самореализации человека в качестве субъекта собственной жизни и деятельности, который характеризуется накоплением опыта, развитием инициативности, самостоятельности, осознанности, свободы и ответственности личности.

Индивидуализация – это осуществление принципа индивидуального подхода, а также организация учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, которая позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого студента. Индивидуализация – это необходимый фактор реализации разнообразных целей обучения и формирования индивидуальности.

Индивидуализацию в современной системе образования можно рассматривать как процесс учета и развития индивидуально-психологических особенностей личности обучающихся всеми формами и методами системы обучения.

Индивидуализация обучения – это:

· организация учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения обусловливается индивидуальными особенностями обучающихся;

· различные учебно-методические, психолого-педагогические и организационно-управленческие мероприятия, обеспечивающие индивидуальный подход.

Технология индивидуализированного обучения – это такая организация учебного процесса, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными.

Задачу учета индивидуальных особенностей обучающихся, их познавательных интересов, возможностей и способностей может решить реализация личностно - ориентированной модели обучения.

Решение проблемы индивидуализации имеет свои этапы и особенности, обусловленные целями обучения. Цель обучения - это всегда развитие обучающихся. Для того, чтобы обучение дало развивающий эффект обучаемый должен быть включен в активную деятельность, в общение с однокурсниками, участие в конкурсах профессионального мастерства.

Сегодня в развитии российского образования предлагаются в качестве перспективных модели индивидуализации, положительно зарекомендовавшие себя в мировом и отечественном опыте, такие как организация обучения на основе индивидуальных учебных планов (ИУП) и образовательных программ (ИОП); индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ) в образовательных сетях; накопительной кредитно-рейтинговой системы, основанной на технологии модульного обучения; дистанционное обучение на основе компьютерных технологий.

Индивидуальный учебный план (ИУП) – учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

Индивидуальный график обучения - это такая форма и организация учебной деятельности обучающихся техникумов, при которой студент часть или все дисциплины осваивает самостоятельно.

Для построения эффективного индивидуального образовательного маршрута необходимо качественное ресурсное обеспечение.

К ресурсному обеспечению относится:

пакет учебно-методических материалов образовательной программы, в который входят учебно-методические комплекты по каждой дисциплине;

рабочий учебный план специальности/профессии и построенный на его основе индивидуальный учебный план;

формы контроля и материалы к ним, а также методика определения успешности реализации обучения по индивидуальному учебному плану (требования, показатели);

правила организации учебного процесса;

техническая возможность дистанционного консультирования и контроля.

Сегодня в системе российского образования появляется новое направление – тьюторство.

Тьюторство - осуществление общего руководства самостоятельной внеаудиторной работой обучающихся.

Тьюторское сопровождение – это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов обучающегося, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы, на работу с образовательным заказом семьи, формирование учебной и образовательной рефлексии обучающегося. И осуществлять такое сопровождение призван специально подготовленный специалист − тьютор (такая должность имеется в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого тарификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 14 августа 2009 г. № 593) либо педагог, обладающий тьюторской компетентностью, прошедший перед этим соответствующую тьюторскую подготовку и имеющий опыт активного и инициативного поведения в образовании.

Деятельность тьютора может реализовываться как в рамках индивидуального подхода (что чаще всего и происходит в среднем профессиональном образовании), так и в рамках реализации принципа индивидуализации образования.

Тьюторство опирается также на принцип открытости образования, в соответствии с которым не только образовательные организации имеют образовательные функции, но и каждый элемент социокультурной среды несет в себе определенный образовательный потенциал. Формирование у обучающихся культуры выбора и соорганизации многообразных образовательных предложений в собственную образовательную программу и является основной задачей тьютора. Он помогает им в анализе, оформлении и презентации образовательных достижений, организует их самостоятельную работу, проводит тьюториалы, где осуществляется совместный анализ образовательных успехов и трудностей. Тьютор проводит мониторинг образовательной деятельности тьюторанта и помогает ему проанализировать и оценить эффективность обучения, взаимодействует и организует обратную связь с другими субъектами образовательного процесса.

Таким образом, интеграционные процессы, активно развивающиеся в среднем профессиональном образовании, способствуют появлению новых моделей обучения, в том числе и к индивидуализации учебного процесса. Однако на сегодняшний день их функционирование требует решения ряда научных, методических, а, главное, организационных вопросов.


Методическое сопровождение ВКР


Объем выпускной квалификационной работы составляет 30-50 страниц печатного текста без приложения.

В структуру ВКР входят:

Титульный лист

Оглавление

Введение

Основная часть: теоретический и практический раздел

Заключение

Список литературы

Титульный лист оформляется по образцу, представленному в методических указаниях по подготовке и защите ВКР расположенный в СЭО,

оглавление включает заголовки всех глав и параграфов с указанием страниц;

В ведении характеризуется проблема, изучению  которой посвящена ВКР,

Раскрывается

 Актуальность (почему важно),

 Объект изучения (что главное в работе),

предмет исследования (что влияет на объект),

определяется цель,

совокупность задач,

описание методов изучения

указывается практическая значимость работы

 Объем - 2-3 страницы.

Основная часть ВКР состоит из теоретического и практического разделов.

 В теоретической части дается освещение темы ВКР на основе анализа источников литературы, данных Интернет-сайтов. Объем теоретической части – до 10 страниц

В практической части содержатся план проведения эксперимента, характеристика использованных методов, обоснование выбранного метода, описание основных этапов эксперимента, методику обработки и анализ результатов опытно-экспериментальной работы Содержание основной части определяется в зависимости от профиля специальности и темы ВКР.. Объем основной части - 25-30 страниц

В заключении дается краткая характеристика предоставленной работы. Здесь формулируется ведущая идея исследования и итоги проделанной работы в сжатом виде, ответы на каждую из поставленных задач, излагаются предложения и рекомендации по внедрению полученных результатов и дальнейшему развитию темы

Выводы формулируются в виде кратких конкретных тезисов и должны давать полное представление о содержании, значимости, обоснованности полученных студентом результатов, свидетельствовать об умении студента концентрировать внимание на главных направлениях исследования и его практической значимости, обычно по каждой из задач работы формулируется вывод. Объем заключения и выводов примерно равен объему введения и составляет не более 2-4 страниц.

После заключения с нового листа следует список литературы. Объем списка - 2-3 страницы. Виды литературы:

учебная (учебник, учебное пособие, хрестоматия, методическое пособие),

научная литература (монографии, сборники научных трудов, материалы конференций, тезисы докладов, научные журналы, диссертации, авторефераты диссертаций)

справочно-информационная (энциклопедии, словари, справочники, библиографические указатели),

периодические издания (газеты, журналы, сборники),

интернет - источники.

Обратите внимание, что не менее 30% используемых источников должны быть изданы за последние 5 лет до момента защиты работы.


Создание буклета в программе Word

Буклетом называют издание рекламного характера, распечатанное на одном листе бумаги, а затем сложенное несколько раз. Так, если лист сгибается в двух местах, на выходе получается три рекламных колонки, но при необходимости их может быть и больше.

Буклет(от англ. booklet) – это согнутый (сфальцованный) в два или более раз лист бумаги, на обеих сторонах которого размещена текстовая и/или графическая информация.

Создаваться буклет может с помощью текстового редактора Microsoft World, Microsoft Publisher. Программа Microsoft Publisher представляется наиболее удобной для создания информационного буклета, так как в ней имеются шаблоны публикаций для печати, что позволяет упростить процесс их создания. Если в компьютере нет данной программы, то создание буклетов возможно и в текстовом редакторе Microsoft World.

При подготовке печатных публикаций для определенной целевой аудитории можно выделить общие критерии оценки:

Выразительность стиля.

Ясность написания текстов. Необходимо правильно определить оптимальный объем информации – ее должно быть достаточно для раскрытия какого-то вопроса, но не должно быть слишком много, что повлечет за собой уменьшение размера шрифта и негативно скажется на «читаемости» текста.

Продуманность деталей.

Целесообразное использование стилей и шрифтов.

Привлекательность общего дизайна.

Соответствие размещения и содержания информации общей идее.

Приступая к созданию буклета необходимо разработать описание его структуры. Продумать краткое содержание информации, определить расположение иллюстраций. Структура буклета, без сомнения, будет уточняться при работе над ним, но и, начиная работать, нужно четко представлять себе, для чего и для кого готовится данная публикация.

Работая над созданием буклета, необходимо учитывать целевую аудиторию, для которой он готовится. Буклеты можно разделить по целевой аудитории на три группы:

информационный буклет для родителей;

буклет для представителей педагогического сообщества;

презентационный буклет по реализации проекта для спонсоров, на получение гранта и т.д.

В работе над буклетом, следует помнить, что от целевой аудитории, вида буклета обязательно зависит его содержание и оформление!

Содержание буклета должно для родителей должно соответствовать определенным требованиям:

Содержание буклета, терминология должна быть понятна читателям.

Буклет для родителей в большей мере может быть посвящен кругу образовательных услуг, оказываемых учреждением levitra acheter en france levitra acheter en france.

Планируя содержание буклета необходимо хорошо представлять себе, какие вопросы могут возникнуть у потребителя. Например, созданный буклет может помочь родителям в сборе необходимых документов для поступления в детский сад.

Рекламный буклет должен содержать полную контактную информацию об образовательном учреждении (адреса, телефоны и т.д.).

Поскольку буклет является достаточно компактным по своему объему, то и представленная в нем информация должна быть представлена в компактном виде, тезисно.

При подготовке буклета главное – увлечь читателей, создать положительный имидж учреждения.

Буклет может содержать рисунки, фотографии, при его подготовке необходимо придерживаться единого стиля оформления.

Работая над буклетом, постоянно помните, какие цели и задачи вы ставите при его подготовке.

Буклет для представителей образовательного сообщества может быть направлен на раскрытие какого-то направления деятельности образовательного учреждения, представлять варианты решения определенной проблемы. Такой буклет, чаще всего, создается к определенному мероприятию. Данный вид буклета может содержать профессиональные термины, высказывания известных педагогов, графики, схемы, диаграммы, в целом такой буклет также должен соответствовать общим требованиям. Целесообразней, если содержание будет подчинено одной общей идее.

Презентационный буклет по реализации определенного проекта должен включать в себя положения по его реализации. Цель создания такого буклета – довести информацию и заинтересовать потенциального инвестора. Буклет позволяет в сжатом, конкретном виде представить результаты проектной деятельности, а, следовательно, содержать информацию, которая даст понимание следующих моментов:

зачем будут предприниматься те или иные действия;

что получится в результате;

какие изменения произойдут в существующей ситуации;

что именно будет сделано;

кто, как, когда, в какой последовательности будет делать;

каковы последствия реализации проекта;

какие ресурсы необходимо привлечь.

Информация презентационного буклета должна быть конкретной, в данном виде публикации обязательно должны содержаться экономические показатели, реальные и ожидаемые выгоды для образовательного учреждения (а если возможно, то и для инвестора). Буклет должен содержать информацию, об отличительных положительных свойствах данного проекта, образовательного учреждения, по сравнению с существующими.

При подготовке любого буклета, как никогда, особенно важным качествами, определяющими его содержание и культуру подачи материала, являются точность, ясность и краткость изложения. Здесь можно продумать девизы, слоганы, эмблемы, которые определяют основную идею публикации, создадут положительный имидж, оригинальное лицо образовательного учреждения.