Меню

Самообразование преподавателя

Самообразование педагога как необходимое условие профессиональной деятельности педагога

САМООБРАЗОВАНИЕ - целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п.

В основе самообразования - интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала

Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного педагога, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег.

Определим мотивы, побуждающие учителя к самообразованию:

• Ежедневная работа с информацией. Готовясь к занятию, выступлению, родительскому собранию, воспитательному мероприятию, соревнованию и др. у педагога возникает необходимость поиска и анализа новой информации

• Желание творчества. Учитель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие

• Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой (в век компьютерных технологии не гоже пользоваться мелом и тряпкой)

• Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ педагога как «несовременного человека»

• Конкуренция.

• Общественное мнение. Педагогу  не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим педагогом быть обидно.

• Материальное стимулирование. Категория учителя, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства педагога. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.

• Интерес. Учиться просто интересно. Говорят: «Врачу – исцелися сам!» Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться. Вправе ли он тогда преподавать?

Если представить деятельность педагога в области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать и писать.

Какова же предметная область приложения этих глаголов?

• Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения

• Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом

• Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности

• Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики

• Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни

• Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.

Направления самообразования педагога:

1. Организация процесса самообразования

Участниками административного процесса контроля над самообразованием педагогов являются: руководитель образовательного учреждения, заместители директора, методист, педагогический коллектив и, конечно, самое главное лицо – сам педагог.

Администрация образовательного учреждения и методисты кон­тролируют своевременный выбор темы (проблемы) работы, личный план само­образования педагога, наблюдают за этапами его выполнения. Они же организо­вывают отчётные работы в форме обобщения опыта, докладов, сбор и анализ от­чётной документации, презентации результатов работ перед педагогическим коллективом.

2. Тема, над которой работает педагог

Любая тема должна быть направлена на повышение эффективности обуче­ния, реализацию воспитательных целей, выработку новых педагогических приёмов и методик или созданию научных работ.

Тема (проблема) самообразо­вания педагогов должна быть тесно связана с единой методической темой (про­блемой) образовательного учреждения, направлениями работы системы про­фессионального образования края в целом.

3. Личный план самообразования педагога

На основании выбранной темы педагог разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой.

В плане указываются:

название темы

цели

задачи

предполагаемый результат

этапы работы

сроки выполнения каждого этапа

действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой

способ демонстрации результата проделанной работы

форма отчёта по проделанной работе

По окончании работы над темой (проблемой) каждый педагог должен со­ставить отчёт с анализом, выводами и рекомендациями для других коллег.

Алгоритм работы педагога над индивидуальной научно-методической темой

Выбор темы (проблемы) индивидуальной научно-методической работы:

ознакомление с литературой;

ознакомление с нормативно-правовыми документами;

изучение прогрессивного педагогического опыта по проблеме исследо­вания.

Детальное ознакомление с проблемой посредством литературных источ­ников:

составление картотеки литературных источников;

выписки из литературных источников.

Уточнение темы и разработка предварительного варианта плана инди­видуальной научно-методической работы:

обоснование выбора темы;

актуальность и новизна;

выбор адекватных методов и средств поисковой деятельности;

формулирование цели и задач работы:

разработка календарного плана индивидуальной работы.

Выбор и разработка моделей, инновационных технологий педагогиче­ской деятельности.

Внедрение инноваций в практику своей педагогической деятельности.

Анализ и оценка результатов индивидуального опыта работы над науч- но-методической темой (проблемой), формулирование выводов и предложений.

Литературное оформление работы, отчёт о полученных результатах пе­ред коллегами.

С появлением современных информационно-компьютерных технологий в вопросах самообразования педагогов появились новые преимущества:

интернет - универсальный и самый дешёвый источник педагогической, методической и научной информации;

средства коммуникации интернета позволяют обмениваться опытом, учиться, советоваться с коллегами во всем мире. Обсуждение в форумах, кон­ференциях интернета значительно расширяет аудиторию заинтересованных лиц, работающих над похожими проблемами;

программное обеспечение компьютера позволяет более эффективно и наглядно вести документацию, отчётность и мониторинг при работе над темой;

компьютер является универсальным и ёмким хранилищем материалов, необходимых педагогу в работе.

Одним из элементов самообразования педагога сегодня  является сетевое взаимодействие педагогов.

Сетевое взаимодействие, благодаря информационно-коммуникативным технологиям, предоставляет широкие возможности общения, объединения в профессиональное Интернет-сообщество. Такое объединение становится посредником между педагогами и органами просвещения.

Использование компьютерных коммуникаций позволяет осуществлять полноценную методическую поддержку и ведет к активизации общения педагогов между собой, расширению опыта совместной работы.

Развитие сетевой группы происходит через:

открытое представление результатов своей деятельности другим участникам сети;

открытое обсуждение деятельности участников сети;

создание личного информационного пространства педагога в сети;

включение в сетевые профессиональные сообщества по различным основаниям.

Участие в профессиональных сетевых объединениях позволяет педагогам, живущим в разных уголках одной страны и за рубежом, общаться друг с другом, решать профессиональные вопросы, реализовать себя и повышать свой профессиональный уровень.

Результат самообразования

Каждая деятельность бессмысленна, если в её результате не создается не­кий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразова­ния педагога обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определённый срок. Полученные результаты должны исхо­дить из целей и задач, поставленных педагогом в начале работы над темой (проблемой), быть диагностируемыми:

повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по ко­торым будет определяться эффективность и качество);

разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования:

разработка новых форм, методов и приёмов обучения;

доклады, выступления;

разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;

выработка методических рекомендаций, пособий;

разработка и проведение открытых уроков по собственным авторским, новаторским технологиям;

создание комплектов педагогических разработок;

проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обоб­щение опыта по исследуемой проблеме (теме).

Формы предъявления и обобщения результатов работы по самообразованию педагога могут быть разнообразны:

показ опыта в режиме реального времени в форме серии открытых уроков, внеклассных мероприятий, мастер-классов;

ознакомление педагогов с документальным обеспечением реализуемых нововведений;

изучение возможных перспектив внедрения и прогнозирования последствий перехода на новые способы работы: составление краткого описания предъявленного опыта;

организация глубокого анализа до, в процессе и после внедрения новых форм, методов и технологий работы:

осуществление углубленного диагностирования по выявлению положительного эффекта от внедрения инноваций;

проведение семинаров, конференций, практикумов, собеседований, имитационных игр, организация консультаций, выставок;

защита портфолио

Самообразование педагога будет продуктивным, если:

в процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию;

педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Педагогический опыт является фактором изменения образовательной ситуации. Педагог понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, признает своё несовершенство, следовательно, является открытым для изменений;

педагог обладает развитой способностью к рефлексии (под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов). При анализе педагогической деятельности возникает необходимость получения теоретических знаний, необходимость овладения диагностикой - самодиагностикой и диагностикой обучающихся, необходимость приобретения практических умений анализа педагогического опыта;

программа профессионального развития педагога включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности;

педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству;

осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.

Таким образом, самообразование - это желание педагога работать над собой и способность педагога творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретёнными в процессе самообразования.