Меню

Работа с литературными источниками


Прежде всего, для успешной научно-исследовательской работы, студенту обязательно следует научиться работать с учебной и научной литературой.

Для этого необходимо знать основные пути к источникам и иметь представление о таких важных литературных источниках, как монографии, сборники, журнальные статьи, брошюры, рецензии и т.д., знать, как их находить в библиотечных фондах, уметь вычленять в них нужную информацию, правильно ее обрабатывать.

При работе с книгами первоисточником считается первое издание или академическое издание текста. Перевод источником не является.

Монография – это научный труд одного или нескольких придерживающихся единой точки зрения авторов, в котором содержится всестороннее теоретическое исследование одной проблемы или темы.

Брошюра – непериодическое печатное издание небольшого объема, как правило, научно-популярного характера. Брошюра как печатное произведение (в международной практике не менее 5 и не более 48 страниц) часто рассматривается, как одно из средств массовой печатной пропаганды. Первые брошюры появились в эпоху Реформации, затем большое значение приобрели в период Великой французской революции. В истории русского революционного движения брошюры, в частности нелегально издававшиеся, сыграли важную роль, способствуя распространению марксистских идей. В СССР брошюра получила широкое распространение, тематика их была самая разнообразная: общественно-политическая, социально-экономическая, сельскохозяйственная, научно-популярная. Вывод: брошюра – популярное издание.

Сборник научных статей — издание произведений одного или нескольких авторов, которые одну научную проблему рассматривают часто с различных точек зрения.

Журнальная статья – научное произведение небольшого размера, в котором проблема рассматривается с обоснованием ее актуальности, теоретического и прикладного значения, с описанием методики и результатов проведенного исследования.

Рецензия– критический разбор одного или нескольких научных произведений, где дается анализ важности, актуальности представленных исследований, оценивается качество изложения, приводятся отзывы специалистов.

Аннотация– краткая характеристика книги, статьи, рукописи. В ней излагается основное содержание данного произведения, даются сведения о том, для какого круга читателей оно предназначено.

Тезисы доклада – краткое изложение содержания предстоящего научного сообщения; тезисы.

Учебное и методическое пособия – издания, предназначенные для педагогических целей. Как правило, в них рассматриваются проблемы того или иного учебного курса на научной основе и даются рекомендации по выполнению практических заданий.

Чтобы успешно работать с учебной и научной литературой, необходимо владеть определенными умениями и навыками культуры чтения. К ним относится:

· умение накапливать информацию;

· умение творчески ее перерабатывать;

· умение выдавать новую информацию;

· умение находить на все это время.

Другими словами, культура чтения – это понятие достаточно широкое, оно включает в себя: регулярность чтения, скорость чтения, виды чтения, умение работать с информационно-поисковыми (Интернет) системами и каталогами библиотек, рациональность чтения, умение вести различные виды записей.

Цели чтения:

- Информационно-поисковая – найти нужную информацию

- Усваивающая – понять информацию и логику рассуждения

- Аналитико-критическая – осмыслить текст, определить к нему свое отношение

- Творческая – на основе осмысления информации дополнить, развить ее

Библиографическое чтение –это просматривание карточек каталога, рекомендательных списков, сводных списков журнальных статей за период и др. Цель – по библиографическому описанию найти источники, которые могут быть полезны в дальнейшей работе

Просмотровое чтение - используется для поиска материалов, содержащих нужную информацию. Оно позволяет определить читателю полезность текста (именно для него) и будет ли нужна ему указанная информация в дальнейшем. Этот вид подразумевает не глубокое прочтение, а краткий просмотр структуры текста, изучение заголовков, подзаголовков и конкретных абзацев

Ознакомительное чтение– сплошное, достаточно внимательное прочтение отобранных статей, книг, их глав, отдельных страниц. Цель – познакомится с характером информации в целом, уяснить, какие вопросы вынесены автором на рассмотрение; провести сортировку материала на существенный и несущественный. После такого чтения источник или откладывается как не содержащий нужной информации, или оставляется для изучения.

Изучающее чтениепредполагает доскональное освоение материала, отобранного в ходе ознакомления со статьями, книгами. В ходе такого чтения проявляется доверие читателя к автору, готовность принять и впитать всю предлагаемую информацию, реализуется установка на предельно полное понимание и усвоение материала.

Аналитико-критическое и творческое чтение – два вида чтения, близкие между собой. Первое из них предполагает направленный критический анализ информации; второе — поиск тех суждений, фактов, по которым высказываются собственные мысли.

Основное качество квалифицированного профессионального чтения – гибкость, требующая от читателя умение управлять сменой своих установок и в зависимости от них переходить от одного вида чтения к другому.

Библиотечные каталоги

Функции: информационная, поисковая, справочная, педагогическая.

Рассчитаны на использование всеми категориями читателей, включая детей.

Виды каталогов

В алфавитном каталоге описания книг (или других произведений печати) располагаются в алфавите фамилий (и имен) авторов, наименований учреждений и организаций, принятых в качестве авторов, и заглавий произведений.  Обращаются в том случае, если знают название необходимого источника и фамилию его автора

Предметный каталог, основывается при построении на содержании книг (или других произведений печати), библиографические описания располагаются в алфавите наименований предметов, о которых рассказывается в книгах, при этом сами рубрики следуют друг за другом в алфавитном порядке.

Систематический каталог – книги сгруппированы по рубрикам и подрубрикам, расположенных по системе дисциплины. В систематическом каталоге, в отличие от алфавитного, библиографические описания книг, относящихся к одной отрасли знания, будут сосредоточены в одном месте каталога, независимо от того, кто является их автором.