Меню

Образовательные технологии СПО

Образовательный туризм

Современная система образования подразумевает, что обе стороны образовательного процесса должны быть активными его «субъектами», исключив из процесса обучения «пересказ» учебников и «изложение» известных положений в науке.

Сегодня основу образования составляют не только учебные дисциплины, но и развитие разнообразных способов мышления студентов, и современная обучающая система направлена на использование различной деятельности. В связи с этим в учебном процессе СПО применяются различные подходы, которые направлены на развитие самостоятельности, организованности, умения творчески решать поставленные задачи, умения оценивать и анализировать сложившиеся ситуации, умения адаптироваться в ускоренном режиме к любым изменениям в производстве или обществе. Именно от содержания и методики обучения во многом зависит приобретение подобных навыков студентами — будущими специалистами.

Таким образом, основная задача качественно новой системы образования заключается в том, чтобы вызвать у студентов устойчивый интерес к изучаемому предмету, стимулировать в них тягу к саморазвитию и самообразованию, привлечь к научным поискам. Студент, как будущий специалист, должен четко понимать и осознавать, каким образом он сможет применить свои социальные и профессиональные навыки в практической деятельности, а также научиться выявлять взаимосвязь между знаниями и ситуациями, и применять полученные в образовательном учреждении  знания адекватно решаемым проблемам. Именно инновационные методы и технологии в образовательном процессе смогут помочь в решении поставленных задач.

Образовательный туризм – это и высокоэффективная технология обучения и одновременно форма организации учебного процесса. Сегодня концепция образовательного туризма в России базируется на ценностях открытого образования – культурной грамотности, образовательной мобильности, индивидуальной траектории развития.

Образовательный туризм является специально организованным путешествием для получения новых знаний, впечатлений и полноценного отдыха.

По своей сути образовательный туризм относится к многогранным понятиям. Существует несколько подходов к понимаю этой технологиии. В педагогическом процессе актуально использование программно-направленного подхода, рассматривающего образовательный туризм, как совокупность туров познавательного характера, организуемых для реализации основных целей и задач конкретных программ учебного и воспитательного назначения.

Таким образом, технология образовательного туризма охватывает разнообразные области учебной и просветительской деятельности. он характеризуется наличием социально- педагогического эффекта, заключающегося в духовных, нравственных, социальных, гуманистических, коммуникативных, идеологических сторонах личностного становления и развития. Туризм выступает, как продуктивное средство для активизации познавательной заинтересованности учащихся, развивает их желания, стремления и способности к творческой деятельности, развивает самостоятельность и инициативность, формирует навыки самообразования и самоанализа.

Образовательный туризм базируется на следующих ведущих принципах:

Личностно-деятельностный – предполагает ориентацию на развитие основных свойств личности и приобщение к различным видам деятельности, в том числе труду и познанию;

Диалогический – связан с обеспечением построения рационального диалога между педагогом и учащимися, между учащимися и между педагогом и родителями. Построение успешных взаимоотношений в процессе педагогической деятельность повышает эффективность и качество обучения, позволяет организовать учебно-воспитательный процесс в благоприятной, здоровой атмосфере;

Индивидуально-творческий – применение индивидуального, развивающего подхода к каждому ребенку, ориентация на развитие его творческих способностей и учет основных потребностей и интересов;

Целесообразности – рациональное использование педагогических методов, приемов и средств; Краеведческий – знакомство с историей, культурными и природными особенностями родного края;

Целостности – единство педагогического воздействия по всем направления обучения и воспитания.

Ведущей целью внедрения технологии образовательного туризма является расширение спектра услуг образовательной системы в интересах учащихся путем удовлетворения всевозможных образовательных потребностей. Помимо этого, технология имеет своей целью поддерживать и укреплять здоровье учащихся, развивать их физические и спортивные навыки, способствовать развитию физической активности учащихся, поддерживать и развивать их интеллектуальную активность, стимулировать к приключенческой деятельности, поскольку туризм является неким приключением, результат которого является неизвестным.

На базе целей технологии, можно выделить ее основные задачи:

Отбор конкретного количества учреждений и организаций туристического направления для развития познавательных интересов учащихся и удовлетворения их образовательных потребностей.

Создание, проектирование и введение в практическую педагогику технологии образовательного туризма и содержания разнообразных маршрутов туристического значения для учащихся, их родителей, педагогов.

Привитие позитивного отношения к родной земле, своему краю, стремление к ее исследованию.

Развитие практики применения игр интеллектуальной направленности в досуговой деятельности учащихся.

Разработка методических материалов для обучения педагогов способам организации туристических туров.

Введение в практическую работу образовательного учереждения регулярную организацию образовательных путешествий.

Основными направлениями применения технологии образовательного туризма или туристическими маршрутами являются:

Культурологический – ориентирован на ознакомление с культурными особенностями того или иного края, региона, местности, развитие эстетических качеств у детей, исследование понятия, специфики и значимости культуры, ее места и роли в общественной жизнедеятельности;

Образовательный – ориентирован на развитие мотивации, развития способностей обработки информации, стимулирование занятия исследовательской работой;

Профориентационный – ориентирован на формирование самоопределения учащихся, раскрытие природных задатков и развитие творческих способностей;

Здоровьесохраняющий – ориентирован на гармоничное развитие личности, поддержание и укрепление физических навыков, стимулирование регулярных занятий спортом

Таким образом, с точки зрения педагогической технологии образовательный туризм имеет три основных принципа в образовании:

Образовательная мобильность – формирование у студентов умения учится в различных средах;

Культурная грамотность – обучение основывается на «живой» встречи с культурой (учащиеся могут увидеть культурное достояние, пережить собственные эмоции);

Индивидуальный образовательный вопрос – возможность решения вопроса личной мотивации студентов

Работа в технологии образовательного туризма строится поэтапно:

I этап – доэкспедиционный – этап подготовки маршрута

II этап – экспедиционный – достижение цели в процессе экспедиции по разработанному маршруту

III этап – после экспедиционный – анализ полученных результатов в ходе экспедиции

Доэкспедиционный этап:

Цель: каждый участник путешествия формулирует свой образовательный вопрос по цели маршрута

На первом этапе технологии происходит непосредственная подготовка: проводятся тренинги, на которых учащиеся формулируют свой образовательный вопрос, ответ на который они могут получить в ходе проведения экспедиции

Экспедиционный этап:

Цель: Составление и прохождение образовательного маршрута

На этапе составления маршрута следует учитывать цель всей экспедиции. Маршрут может быть событийным (посещение мест в соответствии с планом события) и географическим (в каждой точке маршрута есть ответ на вопрос). Также маршрут может быть гибким (происходит поиск ресурсов для решения поставленных вопросов) и жестким (в маршруте четко обозначены места).

На данном этапе необходимо фиксация полученных впечатлений по экспедиции: описание источника (где?), описание материала (что использовалось для получения ответа) и способы работы (как получали ответы на вопросы).

После экспедиционный этап:

Цель: сбор полученного материала по путешествию и систематизация проделанной работы.

Таким образом, использование технологии образовательного туризма в работе с учащимися средне-профессионального образовательного учреждения открывает для педагога возможности расширения границ профессиональной компетентности, укрепляет и повышает мотивационную и профессиональную ориентацию, способствует росту их квалификационного уровня и применению творческого подхода в организации учебно-воспитательной работы.