Меню

Технология исследовательской деятельности

Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; наблюдает за рыбками в аквариуме, изучает поведение синицы за окном, проводит опыты с разными предметами; разбирает игрушки, изучая их устройство. Все это — объекты исследования. Исследовательское поведение для дошкольника — главный источник получения представлений о мире.

Технология исследовательской деятельности – это особенный вид интеллектуально-творческой деятельности, который порожден в результате функционирования механизмов поисковой активности и построен на базе исследовательского поведения детей.

Исследовательская деятельность - это особый вид интеллектуально-творческой деятельности на основе поисковой активности и на базе исследовательского поведения; это активность ребенка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.

Цель: Развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению

Цель исследовательской деятельности детей дошкольного возраста является единой для всех возрастных этапов, в то время как задачи специфичны для каждого возраста.

Задачи исследовательской деятельности дошкольников:

Младшего дошкольного возраста:

Вхождение в проблемную игровую ситуацию;

Активизация желания находить методы, средства и пути решения поставленной проблемной ситуации;

Формирование и развитие начальных предпосылок поисковой деятельности. Старшего дошкольного возраста:

Формирование необходимых предпосылок для осуществления успешной поисковой деятельности и проявления интеллектуальной инициативы

Развитие у детей умения самостоятельно определять задачи, необходимые для решения, определять методы и средства их решения;

Формирования умения самостоятельно использовать необходимые методы, средства и приемы для решения поставленных задач;

Развития умения пользоваться специальной терминологией, с целью ведения конструктивной беседы в процессе исследовательской деятельности.

В современной педагогике определяется три уровня реализации исследовательской деятельности:

Педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения, само решение предстоит найти ребенку

Педагог ставит проблему, но метод ее решения ищет самостоятельно (возможен коллективный поиск)

Постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработки решения осуществляются детьми самостоятельно

Особенности исследовательской деятельности в разные возрастные периоды:

2-3 года – Объекты для исследования в реальном действии с небольшим включением образно-символического материала

3-4 года – объекты для исследования усложняются и становятся более разнообразными, а образно-символический материал начинает занимать большее место

4-5 лет – в дополнение к усложняющимся реальным объектам и образно-символическому материалу могут вводиться простейшие элементы нормативно-знакового материала

5-7 лет – должны быть представлены все типы материалов с более сложным содержанием

Тематика исследовательской деятельности детей дошкольного возраста:

Фантастика – темы, связанные с исследованием фантастических, несуществующих объектов и явлений.

Эмпирические – темы, которые предполагают самостоятельное проведение экспериментов и наблюдений за ними.

Теоретические – темы, которые ориентированы на организацию работы по исследованию определенных материалов и фактов, их анализ и обобщение.

Методы и приемы организации исследовательской деятельности дошкольников:

Эвристический метод.

Педагогами часто создаются проблемные ситуации в качестве мотивирующего начала занятия: таким образом возникает ощущение сплочённости группы в поиске решения, активизируются мыслительные способности при анализе сложившейся ситуации.

Развитию любознательности, исследовательских и речевых навыков способствуют эвристические беседы, в основе которых лежат вопросы-проблемы. Например, «Почему в тёплое время года ветви деревьев обладают достаточной гибкостью, а в морозы становятся ломкими?», «Почему некоторые виды птиц перелётные?».

Проведение эвристической беседы требует тщательной подготовки: воспитатель определяет основной проблемный вопрос в соответствии с уровнем знаний детей, подготавливает дополнительные наводящие и уточняющие вопросы, прогнозирует возможные варианты ответов и реакцию на них.

Разные виды и типы наблюдений;

Наблюдение. Организованное в помещении или на территории детского сада восприятие предметов и процессов развивает визуальные и аудиальные способности детей. Исследования, проводимые во время прогулок, погружают ребят в мир природы со всем разнообразием зрительных образов, красок, звуков и запахов. Наблюдение является одной из активных практик научно-исследовательской деятельности у дошкольников.

Разнообразные опыты;

Опыты и эксперименты. Наряду с игрой экспериментирование считается ведущей деятельностью дошкольников. Ставя элементарные опыты над предметами (уронить на пол, попытаться разломить, извлечь звук и проч.), малыши приобретают сведения об их свойствах. Ребята с удовольствием участвуют в проведении экспериментов над знакомыми веществами, углубляя свои знания: ставят опыты с водой в жидком и твёрдом состоянии, с песком, камнями, глиной, растениями. Начинать проводить опыты нужно с детьми младшей группы, побуждая по достижении старшего дошкольного возраста к желанию самостоятельного экспериментирования. Этот метод научно-исследовательской деятельности развивает у детей наблюдательность, активность, самостоятельность, способствует становлению дружеской атмосферы и сплочённости коллектива.

Проектная деятельность.

Этот вид работы подразумевает совместную исследовательскую активность детей и педагога и, как вариант, родителей. В достижении познавательной цели проекта задействуются не только мыслительные способности ребёнка, но и творческие навыки. Педагог побуждает к самостоятельному построению хода наблюдений и опытов, лишь при необходимости направляет действия воспитанника.

  • ТРИЗ-технологии.

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) пришла в педагогику из инженерной области и эффективно применяется в работе с детьми младшего возраста и школьниками. Суть ТРИЗ-технологий — в побуждении ребёнка к самостоятельному построению алгоритма действий для решения возникшей проблемы. Этот метод применяется вне образовательного процесса: «Не работает игрушка? Определи, что случилось. Сломалось колесо, подумай, каким способом можно исправить поломку. Сравни сломанное колесо с теми, что в исправности». В детском саду ТРИЗ-технологии реализуются чаще всего в форме игровых заданий: «Ах, наша кукла Маша-растеряша потеряла чашку, как ей теперь выпить сок? А теперь кукла не может найти зонтик, как ей дойти до бабушки в дождливую погоду?». Этот метод работы способствует развитию аналитического типа мышления.

Структура исследовательской деятельности дошкольников:

Определение темы исследования и постановка проблемы.

Формулировка цели, задач и гипотез исследования.

Осуществление поиска возможных методов, средств и приемов для решения проблемы.

Сбор необходимого материала.

Обобщение и анализ полученных данных.

Подготовка полученных результатов исследования к их защите (презентации, сообщение, доклад и т. д.).

Непосредственная защита.

Формы взаимодействия с родителями воспитанников:

‒ Анкетирование родителей

‒ Привлечение к созданию познавательно-развивающей среды в группе, помощь в оборудовании уголка экспериментирования, пополнении необходимыми материалами

‒ Оформление наглядной информации в родительском уголке: консультации, памятки рекомендации: «Проведите с детьми дома», «Как организовать условия для исследовательской деятельности дошкольников», др.

‒ Родительские собрания, на которых родители узнают о форме организации исследовательской работы, знакомятся с исследовательскими методами обучения, с разновидностью экспериментов.

‒ Открытые мероприятия для родителей.

‒ Оформление папки «Мои открытия», тематические ширмы-передвижки, выставки, мини-библиотечки др.

‒ Экспериментирование родителей с детьми в домашних условиях.

‒ Совместное детско-взрослое творчество (изготовление книжек-малышек, оформление альбомов, плакатов, фоторепортажи и другое).

‒ Совместная детско-взрослая познавательно-исследовательская деятельность. В условиях тесного взаимодействия с семьей в группе могут быть подготовлены и проведены следующие исследования: «Дом, в котором я живу»; «Портрет весны», «Осень — вкусное время года», «Лето, ах лето», «Что я знаю о воздухе», др. (чтение, наблюдения, экскурсия, эксперименты).